alt

 

Чем ближе к месторождениям природного газа, ​а их у нас особенно много в Уральском федеральном округе, тем больше на дорогах газобаллонных автомобилей. По данным статистики, именно уральские регионы лидируют в выполнении правительственной программы газификации автотранспорта. Далеко не все импортеры коммерческой техники предлагают газомоторные модификации на российском рынке. Чаще всего – это  Iveco. Что, впрочем, не удивляет, ведь именно Ивеко является общепризнанным мировым лидером в сфере инновационных разработок транспорта на альтернативных видах топлива.
 
Российский импортер Iveco не пожалел денег на сертификацию газобаллонных версий во всех четырех предлагаемых у нас семействах коммерческих автомобилей: Daily, Eurocargo, Stralis и Irisbus. Но больше всего продано, разумеется, малотоннажных Daily, включая развозные фургоны и построенные на их базе автобусы. Легкие машины работают в основном на коротком плече, а значит, не отъезжают далеко от газовых заправок, сосредоточенных, как правило, в крупных городах и их окрестностях. Однако мы нашли перевозчика, использующего газобаллонные микроавтобусы Iveco даже на междугородних маршрутах.

На балансе предприятия две сотни автобусов, в основном отечественные. Разбавлять свой автопарк техникой Iveco компания начала в 2008 году. В ту сытую пору в большинстве «денежных» регионов страны перевозчики массово заменяли ломучие «ГАЗели» старого образца, с российскими комплектующими, ​машинами именитых западных брендов. Iveco Daily в их ряду отличается рамным шасси, что в российских условиях эксплуатации – ​несомненное благо. Причем компания СТК «Строитель-Т» заказывала автобусы не в 26-местном исполнении, как большинство владельцев парком маршрутных такси, а в 19-местном. С комфортабельными сиденьями, оборудованными ремнями безопасности. Стоячих мест в таких междугородних микроавтобусах не предусмотрено.

А в 2013-м компания одной из первых в России приобрела партию метановых Daily CNG. Тогда газовая модификация была намного дороже дизельной, примерно на 1,2 млн рублей. Но возможность заправляться дешевым топливом сулила такую весомую экономию, что игра стоила свеч. Федеральная программа газификации транспорта уже набирала обороты, и СТК «Строитель-Т», имевшая собственную ремонтную службу, получила также сертификат на установку и ремонт ГБО. Поэтому обращаться в сторонние организации для дооборудования серийных Daily дополнительными газовыми баллонами не пришлось – ​ставили сами. Заправив утром около 400 литров сжатого под давлением 200 атмосфер метана (это соответствует объему газа в свободном состоянии порядка 100 кубометров), автобус проезжает свыше семисот километров, не тратя времени на промежуточные порожние рейсы на АГНКС. Сегодня разница в ценах дизельной и газовой версий составляет всего около 200 тыс. рублей, и на выбор уральских перевозчиков практически не влияет – ​если есть деньги на Iveco Daily, то руководитель предприятия скорее предпочтет машины модификации CNG. Ведь простой подсчет показывает, что при больших годовых пробегах, ​например, 200 тыс. км, только на топливе можно экономить полмиллиона и более рублей в год на каждой из машин. То есть 24 газобаллоных автобуса приносят чистой прибыли минимум на 12 миллионов рублей в год больше, чем столько же дизельных.
 
IVECO DAILY CNG в эксплуатации
 
Быстро набираемый километраж при равномерном движении по трассе на крейсерской скорости – ​самая главная особенность работы автобусов Iveco Daily в компании СТК «Строитель-Т». Условия почти идеальные, износ основных узлов минимальный – ​разве что подвеска на разбитых участках дорог страдает и нуждается в ежегодной переборке. За три с половиной года пройдено 700 тыс. км, ничего дорогостоящего не меняли, кроме чисто случайно вышедшей из строя головки блока цилиндров на одной из машин. Эксплуатационные расходы минимизированы также благодаря собственной ремонтной базе и использованию неоригинальных «расходных» запчастей. Технические проблемы касаются в основном электрооборудования, устраняются в плановом порядке, и к сходу автобусов с линии не ведут. А рассказ завгара о дизельных Daily, пробежавших по тем же свердловским трассам почти 2 млн км без капремонта и сохранивших за 8 лет тряски по ухабам и пескоструя из луж родное лакокрасочное покрытие, и подавно вызывает уважение к марке Iveco.
 
А что у коллег?
 
Разумеется, условия работы у нашего нижнетагильского перевозчика нетипичные. Большинство микроавтобусов Iveco Daily в нашей стране трудятся в качестве маршрутных такси на городских улицах. Разгоны, торможения, тысячи выжимов и бросков педали сцепления, солевые реагенты и постоянная работа сдвижной двери и всей ее арматуры. Но знаменитый мотор F1C и в таких экстремальных условиях служит годами без ремонта, если, конечно, повезет с водителем. Поскольку запороть дорогостоящий агрегат – ​много ума не надо. Хорошо, если нерадивость водителей компенсируется бережливостью завгара, отправляющего машины по графику на профилактические работы – вроде замены цепей привода ГРМ и гидрокомпенсаторов, ​еще задолго до их возможного выхода из строя.
 
Мнение
Андрей Ярков,  главный механик ООО СТК «Строитель-Т», Свердловская область
 
 Наше предприятие занимается пассажирскими перевозками по Нижнему Тагилу и Свердловской области. В парке около двухсот автобусов разной вместимости, большинство – ​отечественные, марок ГАЗ и ПАЗ. Есть и 24 единицы Iveco Daily – ​19-местные междугородние автобусы, переоборудованные из цельнометаллических фургонов итальянской сборки на российских заводах «Нижегородец» и «Росвэн». Самые старшие из них – ​2008 года выпуска, а с 2013 года мы приобретали автобусы Iveco только с битопливными двигателями, работающими на природном газе. По цене газовые Daily обходились значительно дороже дизельных, однако с учетом почти 50-процентной разницы в расходах на топливо при одинаковых пробегах было принято решение в пользу модификации CNG. На сегодняшний день таких Daily в автопарке СТК «Строитель-Т» большинство, а с дизельными двигателями осталось всего шесть машин. Все водители предприятия прошли курсы переподготовки для работы на газовых автомобилях.

Автобусы, работающие на внутригородских маршрутах в Нижнем Тагиле, практически все на газовом топливе. И даже те, что задействованы на загородных, как правило, газобаллонные. Проблем с заправкой сжатым газом нет – ​в городе четыре АГНКС, удобно расположенные в разных районах. На трассах по области заправиться метаном негде, и запаса хода серийных Iveco Daily 50C 15V CNG с пятью баллонами суммарной емкостью 272 л оказалось недостаточно. В дополнение к штатным мы ставим еще три стальных баллона стандартного диаметра 219 мм и емкостью по 40 литров каждый – ​они закреплены продольно в заднем свесе шасси. С ними топлива хватает более чем на семьсот километров пробега – ​например, автобус маршрута № 640 «Нижний Тагил–​Екатеринбург» выполняет за день два рейса туда и обратно на одной заправке.

Работая на загородных маршрутах, наши Iveco Daily довольно быстро набирают километраж – ​на сегодняшний день у самых старших из газобаллонных машин 2013 года выпуска он достигает 700 тыс. км при отсутствии признаков износа основных агрегатов. Эксплуатационные расходы относительно невелики: ​из запчастей пока требуются лишь фильтры, заменяемые при ТО, а также расходные детали.